Положение Об адаптированной общебразовательной и адаптированной рабочей программах для детей с ограничееыми возможностями здоровья_1 - копия

2

психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
1.4. Цель адаптированной рабочей программы - создание условий для планирования, организации и
управления образовательным процессом по определенному учебному предмету (курсу) для детей с
ОВЗ.
Задачи программы:
- определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей,
задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.
1.5. Функции адаптированной рабочей программы:
- нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объеме);
- целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или
иную образовательную область);
- определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих
усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности);
- процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания,
организационные формы и методы, средства и условия обучения);
- оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты: Контроля и критерии
оценки уровня обученности учащихся).
2. Т ехнология разработки адаптированной общ еобразовательной програм м ы

2.1. АОП разрабатывается самостоятельно ОУ с учетом государственных образовательных стандартов
общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных
стандартов образования детей с ОВЗ.
2.2. Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии, индивидуальных возможностей обучающихся, индивидуальной
программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
-анализ й подбор содержания;
-изменение структуры и временных рамок изучения отдельных разделов;
-использование разных форм, методов и приёмов организации учебной деятельности.
2.3. АОП для конкретного учащегося с ОВЗ составляется учителями-предметниками в
сотрудничестве со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ОУ на учебный
год или уровень обучения.
2.4. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса)
осуществляется индивидуально каждым педагогом.
3. О ф орм ление и структура адаптированной програм мы

3.1. Программа должна быть выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word
шрифтом TimesNewRoman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по
ширине, поля не менее, мм: левое - 20; правое -10; верхнее —20. нижнее - 20, на листах формата А4,
ориентация страницы: книжная, возможна печать документов с использованием оборотной стороны
листа. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Номера страниц ставятся посередине
верхнего поля листа арабскими цифрами без указания слова «страница» и знаков препинаний.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы приложения.
3.2.Структура АОП по ФК ГОС включает в себя следующие элементы:
1
Т итульны й лист (П рилож ение 1):

• Полное наименование образовательной организации.
• Гриф согласования программы на заседании педагогического совета (с указанием даты
Проведения и номера протокола заседания), с заместителем директора ОУ (с указанием даты).
• Гриф утверждения программы директором ОУ (с указанием даты).
• Для какого класса написана АОП.
• ФИО обучающегося.

3

• Срок реализации программы.
• Количество часов по учебному плану.
• Фамилия, имя, отчество, должность педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и
реализующего учебный предмет, курс.
• Название населённого пункта.
• Год разработки.
I. Ц елевой раздел

1.1. Пояснительная записка.
1.2. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ.
1.3. Планируемые результаты обучения детей с ОВЗ.
1.4. Системы оценки достижения планируемых результатов (с учетом возможностей
обучающегося).
II. С одерж ательны й раздел
2.1. Программы отдельных учебных предметов (с включением общих требований, норм оценки
знаний учащегося по предметам).
2.2. Программа коррекционной работы.
III. О рганизационны й раздел
3.1. Учебный план.
3.2. Условия реализации АОП.
3.3. А даптированная програм м а Ф ГО С Н ОО долж на содержать следую щ ие разделы:

Титульный лист (Приложение 1):
• Полное наименование образовательной организации.
.•>.
• Гриф согласования программы на заседании педагогического совета (с указанием даты
проведения и номера протокола заседания), с заместителем директора ОУ (с указанием даты).
• Гриф утверждения программы директором ОУ (с указанием даты).
• Для какого класса написана АОП.
• ФИО обучающегося.
• Срок реализации программы.

• Количество часов по учебному плану.
• Фамилия, имя, отчество, должность педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и
реализующего учебный предмет, курс.
• Название населённого пункта.
......
• Год разработки.
•
Разделы

С одерж ание разделов А О П Н О О для обучаю щ ихся с ОВЗ

.

1. Ц Е Л Е В О Й РА ЗД ЕЛ

[ 1. ГПояснительная
записка

1,2. П лан и руем ы е

результаты освоения
обучающимися А О П
НОО

1) Цели реализации адаптированной образовательной программы
общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к
результатам освоения обучающимися образовательной программы
НОО.
2)
Психолого-педагогическая
характеристика
обучающихся,
описание особых образовательных потребностей.обучающихся.
3) Ключевые идеи организации образовательного процесса для
обучающихся с ОВЗ на начальной ступени школы (принципы и
подходы к формированию АОП НОО и состава участников
образовательного процесса образовательного учреждения; общая
характеристика АОП НОО; общие подходы к организации
внеурочной деятельности).
1) Формирование универсальных учебных действий, личностные и
метапредметные результаты.
2) Предметные результаты освоения учебных дисциплин
(академические достижения).

4

1.3. Система оценки
достижения
планируемых
результатов освоения
АОП НОО

3) Личностные результаты обучения по каждому направлению
(освоение жизненной компетенции).
1) Описание направлений и целей оценочной деятельности, объекта и
содержания оценки, критериев, процедур и состава инструментария
оценивания, форм представления результатов, условий и границ
применения системы оценки.
2) Требования к предметным, метапредметным и личностным
результатам на данной ступени образования.
3) Требования К использованию знаний И умений на п р а к т и к е .
4) Требования к активности и самостоятельности применения знаний
и умений на практике.
5) Специальные требования к развитию жизненной компетенции.
6) Формы проведения аттестации.
2. С О Д Е Р Ж А Т Е Л Ь Н Ы Й РА ЗД Е Л

2.1. Программа
формирования
универсальных учебных
действий

2.2. Программы
отдельных учебных
предметов

2.3. Программа духовнон р а в с т в е н н о г о развития

2.4.Программа
формирования
экологической культуры,
здорового и безопасного
образа жизни
2.5.Программа
коррекционной

работы

1) Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных
предметов.
2) Характеристики личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
3) Типовые задачи формирования личностных, регулятивных,
познавательных,
коммуникативных
универсальных
учебных
действий.
1) Общие положения
2) Содержание учебного предмета; тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
3)
Описание
материально-технического
обеспечения
образовательного процесса.
1) Цель, задачи, основные направления работы по духовно­
нравственному воспитанию и развитию обучающихся.
2) Планируемые результаты духовно-нравственного развития и
воспитания (социальных компетенций, моделей поведения).
3) Формы организации системы воспитательных мероприятий,
позволяющих обучающимся осваивать и на практике использовать
полученные знания.
4) Содержание системы урочной, внеурочной и внешкольной
деятельности, учитывающей историко-культурную, этническую и
региональную специфику.
1) Цели, задачи, планируемые результаты работы образовательной
организации по формированию экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни.
2) Основные направления и перечень организационных форм работы
по формированию экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни.
^
1) Перечень, содержание и план реализации индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
их интеграцию в ОУ и освоение ими АОП НОО.-,"
2) Система комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса.
3) Описание специальных условий обучения иг.воспитания детей с
ОВЗ (в т. ч. безбарьерной среды, использование специальных
образовательных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов,
технических средств обучения коллективного

5

2.6. Программа
внеурочной
деятельности

и индивидуального пользования, предоставление услуг тьютора,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий).
4) Модели и технологии реализации коррекционной работы в ОУ.
5) Планируемые результаты коррекционной работы.
1) Общие положения, цели, задачи внеурочной деятельности.
2) Основное содержание и организационно-методические условия
внеурочной деятельности.
3) Цели, задачи и содержание отдельных направлений внеурочной
деятельности школы.
4) Программы курсов внеурочной деятельности, реализуемых
в образовательной организации.
3. О РГА Н И ЗА Ц И О Н Н Ы Й РА ЗД ЕЛ

3.1. Учебный план
3.2. Система условий
реализации АОП НОО

1) Базисный учебный план.
2) Рабочий учебный план ОУ.
1) Описание условий и ресурсов ОУ.
2) Обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в
соответствии с целями АОП НОО ОУ, с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся и требованиями ФГОС.
3) Механизмы достижения необходимых изменений в системе
условий.
.'.К'
4) График (дорожная карта) по созданию необходимой системы
условий.
,:!С
5) Система оценки условий реализации АОП Н0О для обучающихся
с ОВЗ.
. :сг

Для учащихся начальных классов с ОВЗ, обучающихся по общеобразовательной программе и
интегрированных в классные коллективы, структура адаптированной программы имеет следующие
элементы:
Титульный лист (название программы);

I. Целевой раздел
................................. ....
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ. .......
1.3. Планируемые результаты обучения детей с ОВЗ.
1.4. Системы оценки достижения планируемых результатов (соответствует ФГОС 1100 с учетом
возможностей обучающегося).
II. Содержательный раздел
•2.1. Программа формирования базовых учебных действий.
(
2.2. Программы отдельных учебных предметов (с включением общих требований, норм оценки
знаний учащегося по предметам).
2.3. Программа коррекционной работы.
...4
III. Организационный раздел
3.1.Условия реализации АОП.
.. .
3.4. С труктура адаптированн ы х рабочих програм м учебны х предм етов (курсов) долж ны
содерж ать:

• Титульный ЛИСТ.
v
• Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
у::.
9 Содержание учебного предмета, курса.
• Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого
раздела (модуля, главы, темы).
Также перед разделом «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» необходимо
у к а з а т ь о б р а з о в а т е л ь н ы й стандарт, примерную основную образовательную или авторскую
Программу учебного предмета, на основе которой была разработана адаптированная рабочая
программа, учебно-методического комплекс (учебник), включая электронные ресурсы,
используемые для реализации рабочей программы.

6

3.5.Обязательными приложениями к адаптированной рабочей программе являются: календарно­
тематический план, представленный в виде таблицы, лист коррекции, темы для самостоятельного
изучения.
3.6.Все структурные элементы рабочей программы должны быть четко выделены и соответствовать
определенным требованиям к ним.
Т ребования к структу рны м элем ентам адаптированной рабочей програм мы

Элементы
С одерж ание элем ентов адаптированной рабочей програм м ы
рабочей
программы
Титульный лист • Полное наименование ОУ (в соответствии с лицензией);
(Приложение 2) • Название учебного предмета, дисциплины (модуля), курса, для изучения
которого написана программа;
• Указание класса или уровня общего образования;
• Ф.И.О. учителя, категория;
• Грифы согласования на заседании педагогического совета, с заместителем
директора по учебно-воспитательной работе, утверждения директором школы;
• Название населенного пункта;
• Год составления рабочей программы.
• Указание образовательного стандарта;
. г:
• Указание примерной основной образовательной или авторской программы
учебного предмета дисциплины (модуля), курса, на основе которых разработана
адаптированная рабочая программа;
• Указание
учебно-методического
комплекса
(учебника),
включая
электронные ресурсы, используемые для реализации рабочей программы;
• Указание уровня изучения предмета.
Планируемые
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
:результаты
В соответствии с требованиями, В соответствии с требованиями,
'освоения
установленными Ф К ГОС, основной установленными Ф ГОС и примерной
конкретного
образовательной программой Школы: (авторской) программой:
учебного
• предметные
результаты
и • личностные, м'етапредметные и
предмета, курса общеучебные умения, навыки и предметные результаты освоения
способы
деятельности
освоения конкретного учебного предмета, курса
конкретизируются для каждого класса;
учебного предмета, курса;
• планируемый уровень подготовки могут быть дифференцированы по
учащихся на конец учебного года уровням;
• требования
задаются
в
(уровня).
деятельностной -форме
(что
в
результате
изучения
учебного
предмета учащиеся должны знать,
уметь, использовать в практической
деятельности и повседневной жизни).
• перечень и название разделов (модулей, глав, тем) курса;
Содержание
учебного
• необходимое количество часов для изучения раздела (модуля, главы, темы);
'предмета, курса • содержание учебных разделов (модулей, глав, тем).

7

Тематическое
планирование

Приложения

Наименова
Учебные часы
Контрольные
Практическая
ние
работы
часть
разделов
(в
соответствии
(в
соответствии
№
Примерная/ Адаптированна
со спецификой со спецификой
п/ (модулей,
авторская
я рабочая
глав
и
тем)
предмета,
предмета,
программа
программа
п
курса)
курса)
Ауди
Самос
торно тояте
льно
Итого:
Нумерация уроков, занятий сквозная.
Форма для КТП должна иметь следующие графы:
№
№

Тема урока

Д ата
по плану

Д ата
по ф акту

! П /П

Н аим енование раздела/м одуля, главы , тем ы (общ ее количество часов)
1.

Учитель вправе включать в календарно-тематический план, другие
дополнительные графы в соответствии со спецификой: учебного предмета,
ориентация страницы: книжная или альбомная.
Основание
Дата
Корректиру
Причина
Дата
№ №
проведения
ющие
п/ урока проведения корректировки
по факту
мероприятия
по плану
п

Форма тем для самостоятельного изучения должна иметь следующие графы
№ п/п

Тема
...................... ............................................................... — ......................

3.7. Листы пронумеровываются, программы прошиваются и скрепляются печатью школы и
подписью директора.
дал /
3.8. АРП оформляется в электронном и печатном варианте. Печатная версия адаптированной
рабочей программы хранится у учителя в течение всего периода ее реализаций, электронная версия
сдается в учебную часть с проставленными датами до конца учебного года с целью использования
их учителями - предметниками на момент замещения уроков.
3.9. АОП оформляется в электронном и печатном варианте и хранится у заместителя директора по
учебно-воспитательной работе в течение всего периода ее реализации.
4. Рассм отрение и утвер ж дение програм м

4.1. Утверждение программ предполагает следующие процедуры:
•О i
• согласование программ на заседании педагогического совета;
............................
• получение согласования у заместителя директора по УВР;
• программы вводится в действие приказом директора школы.
,
4.2. В случае несоответствия программ установленным требованиям заместитель директора по УВР
направляет программу на доработку с указанием конкретного срока исполнения.
4.3. Все изменения, дополнения, которые педагоги вносят в адаптированную-рабочую программу в
течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора-по УВР и утверждены
директором.

8
5. П орядок внесения изменений в адаптированную рабочую програм му

5.1. Выполнение адаптированной рабочей программы по предмету обеспечивает учитель.
- —• Изменения в адаптированную рабочую программу вносятся в связи с необходимостью
корректировки сроков ее выполнения по следующим причинам:
- карантин;
- праздничные дни;
~ у ГСШШ Переподготовка учителя (если нет возможности замены);
- зременная нетрудоспособность учителя (если нет возможности замены).
5 5 Уди необходимости корректировки адаптированной рабочей программы на основании
решения методического объединения директор по итогам учебного периода издает приказ о
корректировке рабочей программы с указанием способа коррекции. Данный приказ является
с снованием для внесения учителем записи в лист коррекции адаптированной рабочей программы
н начала осуществления мероприятий по преодолению отставания по освоению содержания
: 'разевания при реализации рабочей программы.
5 - Выполнение адаптированной рабочей программы в полном объеме учитель может обеспечить
проведением дополнительных учебных занятий.
5.5. При отсутствии возможности проведения дополнительных занятий корректировка
адаптированной рабочей программы может быть осуществлена посредством:
- использования резервных часов, предусмотренных для повторения и обобщения по разделам
темам' содержания образования;
.у,
- утфупнения дидактических единиц по предмету;
гг...................
- рганизации блочно-модульной технологии подачи учебного материала; ■
- заменой традиционной урочной системы обучения лекционно-семинарскими занятиями,
узсличением доли самостоятельной работы учащихся;
- уменьшением количества аудиторных часов на письменные опросы (сочинения, эссе) и др.;
- предоставления учащимся права на изучение части учебного материала самостоятельно с
последующим осуществлением контроля их работы в форме зачёта, написания сообщения,
реферата, подготовки презентации и Т.П.;
да?..
-•6- При коррекции рабочей программы следует изменить количество часов, отводимых на
изучение раздела (темы) учебного предмета курса, дисциплины (модуля). Не допускается
уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического раздела из программы.
.

.

......

.

.

.

V

0

.

„ 4 , ..

6. Заклю чительны е полож ения

6.1. .Адаптированные рабочие программы хранятся в кабинете учителя-предметника.
6.2. .Адаптированные общеобразовательные программы хранятся у заместителя директора по УВР
в учебной части.
6.3. Журнал индивидуальных учебных занятий по завершении учебного годагсдаётся заместителю
директора по УВР.
у
. г; . ;
' г:' г г
Локальный акт действует до его замены новым.

9

Приложение 1
к локальному акту
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е А В ТО Н О М Н О Е О Б Щ Е О Б РА ЗО В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч РЕ Ж Д Е Н И Е
«П РИ В О Л Ь Н Е Н С К А Я С РЕД НЯ Я Ш К О Л А И М . М .С.Ш У М И Л О В А » С В ЕТ Л О Я РС К О ГО
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О ГО РА Й О Н А В О Л ГО ГРА Д С К О Й О Б ЛАС ТИ

—1—191. Волгоградская область. Светлоярский район, пос. Привольный, улица Григория Азарова, дом 14. тел./факс
844- - >6-63-30 E-mail: privschool@mail.ru ОКПО 41513029, ОГРН 1023405973073, ИНН/КПП
3426006550/342601001

СОГЛАСОВАНО
Пре токол заседания
Педагогического совета школы
Nr___о т _________

СОГЛАСОВАНО
Педагог - организатор
МАОУ «Привольненская СШ
имени М. С. Шумилова»
_______Адамова И. И.
«
»
201

УТВЕРЖДЕНО
МАОУ «Привольненская СШ
имени М. С. Шумилова»
__________Л.Ю.Зубкова
« »
201 г.

г

А Д А П Т И РО В А Н Н А Я О Б Щ Е О Б РА ЗО В А Т Е Л Ь Н А Я П РО ГРА М М А
Д Л Я Д Е Т Е Й С ОВЗ
К Л АС С
~

ФПО обучающегося

С р о к р е а л и з а ц и и п р о г р а м м ы : _______________ у ч е б н ы й г о д

.А д а п т и р о в а н н у ю п р о г р а м м у с о с т а в и л и ( а ) : :

ФИО разработ чиков программы, кат егория

10
Приложение 2
к локальному акту
М У НИ Ц И П А Л Ь Н О Е А В ТО Н О М Н О Е О Б Щ Е О Б РА ЗО В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч РЕ Ж Д Е Н И Е
•П РИ В О Л Ь Н Е Н С К А Я С РЕД НЯ Я Ш КО Л А И М . М .С .Ш У М И Л О В А » С В ЕТ Л О Я РС К О ГО
М У Н И Ц И П А Л Ь Н О ГО РА ЙО НА В О Л ГО ГРА Д С К О Й О Б ЛА С ТИ

^•4191, Волгоградская область. Свепкмрсжяй район, пос. Привольный, улица Григория Азарова, дом 14. тел./факс
84477(6-63-30 E-mail: pnvschool@mail.ru ОКПО 41513029, ОГРН 1023405973073, ИНН/КПП
3426006550/342601001

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
г ~.т~т»1и ческого совета —всо.ты
.V

о т _________

СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Педагог —организатор
МАОУ «Привольненская СШ
\1АОУ «Привольненская СШ имени М. С. Шумилова»
имени М. С. Шумилова»
__________Л.Ю.Зубкова
«__»
201__г.
_______Адамова И. И.
«
»
201
г

А Д А П Т И РО В АН Н А Я РАБОЧАЯ ПРО ГРАМ М А П О П РЕ Д М Е Т У
«________________________ »
Д Л Я О Б У Ч А Ю Щ Е Г О С Я ____ КЛАССА
Ф И О обучаю щ егося

. . ..
С рок реализации програм м ы :__________ _ учебны й год
Количество часов по учебному плану: _______ ч /г о д ,_____ ч/неделю

а

. с.:

Рабочую програм м у составил(а): Ф И О р а зр а б о т ч и к а програм м ы , кат егория

п. П ривольны й 2019 г.

I Ipit HUfM 11lit
к
Mill

№
n/n

№
урока

Дата
проведении
по плану

I коррекции

p illlH 'irll

|

у

l i p t t l pitMMI.I

К'оррек 1 iipvioiiiiuм ероп ри н 1 ни

П ричина
кор рек ти р овк и

\

i i n i u i i i i . m i M V it К i

i

Д аш
проведении
но факту

<К-нование
(протокол IIIMO,
npiiKin но ш коле)

13

Приложение 4
к локальному акту
Темы для сам остоятельного изучения
класс, ФИ
>е

Тема

е п

. -

!;. . •

:...

к . . .

..................... ...........................................

................................................... ... ............... -..... -.......- .....- •••■

...................................
...... ...........................................
.......................
. ..

' .................................................. ..................... - ......................................

................
... ..... ...........
1 --

_1

....................

....................
- -..................

.

.........

................... ......................................
.......
. . ..........................
.........

. .

............... .

...............................................

... .....

-•

.......................

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».