Утверждено на педагогическом Совете МАОУ «Привольненская СШ имени М.С.Шумилова» Протокол № '1__ от dQ Jj г. Введено в действие приказом директора МАОУ «Привольненская СШ имени М.С.Шумилова» ЭО.Зубкова ' "дШ / г. tegtl f Положение № __ деятельности об организации преподавания и контроль при изучении курса «Основы религиозных культур й светской этики» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации преподавания и контрольно-оценочной деятельности при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее Положение) регламентирует порядок организации преподавания курса «Основ религиозной культуры и светской этики», систему контроля и оценки планируемых результатов. 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральными законами РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях», письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 №08-250 «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации». 1.3. Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее по тексту ОРКСЭ) является культурологическим и направлен на развитие у школьников 1011 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. 1.4. Учебный курс ОРКСЭ является обязательным для изучения и представлен следующими модулями: - основы православной культуры; - основы исламской культуры; - основы буддийской культуры; - основы иудейской культуры; - основы мировых религиозных культур; - основы светской этики. Модули ОРКСЭ согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в рамках учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. 2. Организационные условия реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» 2.1. Организация преподавания курса ОРКСЭ включает подготовительный этап, основной целью которого является работа с обучающимися и их родителями (законными представителями). 2.2. Информирование родителей (законных представителей) об особенностях курса ОРКСЭ может осуществляться в форме родительских собраний, консультаций, круглых столов, индивидуальных встреч. 2 .3 . На собраниях в 4 четверти текущего учебного года обучающихся 3классов и их родителей (законных представителей) знакомят с целями и задачами курса ОРКСЭ, его месте в формировании духовных и культурных ценностей, с содержанием уроков, формами и методами работы, особенностями каждого модуля. 2.4. С согласия обучающихся и по выбору его родителей (законных представителей) принимается решение о записи на изучение определенного модуля ОРКСЭ. 2.5. Результаты выбора фиксируются протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей (законных представителей). 2.6. Количество учебных групп по изучению выбранных модулей ОРКСЭ оформляется приказом по ОУ не позднее 30 августа. 2.7. Реализация курса ОРКСЭ в обязательном порядке включает участие Управляющего совета ознакомление общественности с содержанием курса, согласование краеведческого компонента в содержании курса ОРКСЭ, организацию участия родителей в реализации программы духовно-нравственного воспитания, анализ выполнения родительского заказа. 2.8. Преподавание курса ОРКСЭ обеспечивают педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку. 2.9. В рамках изучения курса ОРКСЭ может осуществляться сотрудничество ОУ с традиционными религиозными конфессиями, которое оформляется соглашением о сотрудничестве. 2.10. Для эффективной организации и ведения курса ОРКСЭ могут использоваться электронные образовательные ресурсы: федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru. - (р а з д е л « К у л ь т у р н о -и с т о р и ч е с к о е н а с л е д и е » (п р о и зв е д е н и я и с к у с с т в а из ф о н д о в Э рм ит аж а, п р о и зв е д е н и я искусст ва Т рет ьяковской га ле р еи ), «Т ем ат ические к о л л е к ц и и » (от Р у с и К и е в с к о й д о Р у с и М о с к о в с к о й ). - Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах: электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru (с о д е р ж и т у ч е б н ы е п о с о б и я п о ф и л о с о ф и и , к у л ь т у р о л о ги и , и с т о р и и , п р о и зв е д е н и я к л а с с и к о в ); государственный музей истории религии - www.gmir.ru (с о д е р ж и т м а т е р и а л п о - информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет-ресурсах - и с т о р и и р е л и г и й , и ску сст ву, и м е е т с я в и р т у а л ь н ы й м у з е й д л я дет ей)', (и н ф о р м а ц и я о д е я т е л ь н о с т и П р а в о с л а в н о й цер кви , к а л е н д а р н ы е д а т ы ). 3. Формы и методы обучения в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» 3.1. Принципами организации занятий курса ОРКСЭ являются принципы формирования ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе; понимания культуры как духовного и материального богатства народов мира, нашей страны, как образа жизни людей разных сообществ, их обычаев, традиций и верований; воспитания толерантного, уважительного отношения к окружающим и через них - понимание самого себя; социальной позиции педагога; учета возрастных особенностей обучающихся. 3.2. Приоритетными в реализации задач курса являются диалоговые методы в форме беседы, обсуждения, дискуссии, диспута, дилеммы, игры. 3 .3 .Одной из форм организации деятельности по реализации задач курса ОРКСЭ является экскурсионно-образовательная деятельность. При организации требуются: письменное согласие родителей (законных представителей), согласие представителей религиозных организаций. Издается приказ по образовательному учреждению, закрепляющий ответственность педагога за жизнь, безопасность и здоровье детей при осуществлении экскурсионных маршрутов. Экскурсия проводится по заранее разработанному и утвержденному плану. 3.4. Приоритетной формой работы с обучающимися в курсе ОРКСЭ является коллективная или индивидуальная творческая работа, построенная в соответствии с требованиями к проектированию младшего школьника. I. Контроль и оценка результатов реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4.1. Прохождение материала по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» фиксируется в журнале успеваемости обучающихся. 4.2. Система оценивания результатов - безотметочная. По итогам года обучающиеся аттестуются или не аттестуются. Запись в журнале зачет/ не зачет отражает факт участия обучающихся в коллективной или индивидуальной творческой работе по итогам года. 4 .3 .Оценка деятельности педагога в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» осуществляется администрацией школы при посещении уроков, где анализируются соответствие занятия целям и задачам курса, создание условий для развития учебной самостоятельности, коммуникативных навыков, умения работать с информацией, эффективность использования форм и методов духовно нравственного воспитания, учет возрастных особенностей школьников, выполнение общественного заказа на содержание курса (т е х н о л о ги я , со д е р ж а н и е , к о н т р о л ь з а д е я т е л ь н о с т ь ю у ч и т е л я ). 4.4. Для выполнения общественного заказа на содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» по итогам года проводится анкетирование родителей обучающихся на выявление удовлетворенности качеством предоставляемой образовательной услуги. 4.5. Мотивация обучающихся к изучению курса ОРКСЭ обеспечивается через создание эмоционально-насыщенной образовательной среды, форм морального поощрения со стороны учителя, сверстников, родителей (похвала, вербальное поощрение, взаимооценка, одобрение). 5. Права и обязанности родителей (законных представителей обучающихся) 5.1. Родители (законные представители) и обучающийся на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей имеют право выбрать один из модулей курса ОРКСЭ. В течение учебного года родители (законные представители) не могут изменить решение в пользу другого модуля. Решение родителей (законных представителей) о выборе модуля ОРКСЭ закрепляется в письменном заявлении. 5 .2 . Родители (законные представители) имеют право при возникновении спорных вопросов при изучении учебного курса ОРКСЭ обсуждать их с учителем или администрацией школы в корректной форме. 5 .3 . Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для выполнения домашних заданий и самообразования ребенка. 5.4. Родители несут ответственность за обеспечение ребенка необходимыми средствами обучения.